Форма входа

 Карта дольменов Кавказа на Google-maps

Наш опрос

Что такое дольмены?
Всего ответов: 1049
 

Тематические ссылки

 

 
Контакт: ssuurr@mail.ru  




Понедельник, 02.12.2024, 09:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS              Контакт:  ssuurr@mail.ru  

Древние технологии

Дольменов Кавказа

Главная | Мой профиль | Выход
Ш.Д. Инал-Ипа - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ш.Д. Инал-Ипа
ПолянаДата: Среда, 03.09.2008, 09:45 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 70
Репутация: 0
Статус: Offline
В 1976 году сухумским издательством «Алашара» тиражом 5000 экземпляров была издана книга Ш.Д. Инал-Ипа «Вопросы этно-культурной истории абхазов». Автор являлся специалистом-этнографом широкого профиля, занимался исследованиями не только в области этнографии, но и фольклора, истории и языка абхазского народа. Его монография «Абхазы» считается наиболее полным описанием быта, фольклора и языка этого народа.
В указанной выше книге («Вопросы …) автор уделил немалое внимание вопросам изучения обстановки, существовавшей на побережье Черного моря в третьем-втором тысячелетии до нашей эры, то есть как раз в эпоху строительства дольменов. Правда, касается он только тех дольменов, которые находятся на территории Абхазии и не уделяет особого внимания самим дольменам, ограничиваясь пересказом уже известных данных Марковина и более ранних исследователей. Однако большой интерес для исследователей дольменов представляет его описание этнологической обстановки того времени.
Ш.Д. Инал-Ипа серьезный и объективный исследователь, владеющий широким фактическим материалом и не склонный к мистике и пристрастному отношению. Он объективно рассказывает обо всех точках зрения на этногенез абхазского народа и о недостатках этих гипотез.
В целом, исследователи делятся на три основных категории: автохтонисты, миграционисты и автохтонно-миграционситы. Внутри каждой категории имеются свои различия.
Автохтонисты считают, что абхазо-адыгская группа народов сформировалась из древнейших первобытных племен, пришедших на эту территорию десятки тысяч лет тому назад. При этом сторонники жесткой автохтонности полагают, что основные черты культуры сформированы этими народами на месте, а если и были какие-то миграционные волны, то они бесследно и без особого влияния были поглощены автохтонным населением. Мегалитические сооружения с их точки зрения, являются местным изобретением, связанным с развитием культа мертвых, а их сходство с мегалитами других районов мира объясняется единством законов, по которым развивается любое общество. Как говорится, в какой бы точке земного шара не изобретали бы штаны, они все равно будут состоять из двух штанин.
Существуют и более смягченные точки зрения, одна из которых называется гипотезой заимствования, а другая – гипотезой привнесения. Согласно гипотезе заимствования, местные народы были умелыми мореплавателями и, плавая в Средиземном море, видели ритуалы погребения в дольменах. Эти ритуалы были заимствованы и распространились по всему Северному Кавказу.
Гипотеза привнесения противоположна. Не местные мореплаватели плавали по миру, а средиземноморские приплывали в эти места. Поскольку некоторые из них умирали здесь, на чужбине, их товарищи хоронили их по своему обычаю, который и был скопирован местными племенами.
Миграционная точка зрения прямо противоположна автохтонной. Ее сторонники полагают, что история развивается через волны миграций, когда пришлый народ вытесняет или вообще уничтожает местное население и вносит свою культуру. Таким образом, сначала местное население было вытеснено строителями мегалитов, пришедших, скорее всего, из Средиземноморья, а затем само оно было вытеснено племенами, давшими начало абхазо-адыгской группе народов.
Здесь также имеются разночтения. Одни исследователи полагают, что миграция пришла из Малой Азии, другие – что из причерноморских степей.
Сторонники автохтонно-миграционной теории стоят на промежуточной позиции и стараются соединить две противоположные точки зрения.
Они полагают, что существовали миграционные волны, но происходило не вытеснение местных народов, а их слияние с мигрантами и образование новой культурной общности, которая несла в себе элементы местной культуры, пришлых мигрантов и вновь созданные элементы, которые не существовали до этого в обеих культурах. Сегодня эта точка зрения поддерживается большинством исследователей.
Следует сказать, что ни одно из направлений не имеет достаточных доказательств для подтверждения своих гипотез. Одни факты вроде подтверждают точку зрения, но другие – опровергают. Удовлетворительной гипотезы, увязывающей все факты в единое целое, до сих пор не создано. В основном из-за небольшого количества фактических данных.
История – это одна из наиболее политизированных наук, временами превращающихся в сплошную политику. Так, сторонниками автохтонной гипотезы являются, как можно догадаться, абхазские и адыгские исследователи, считающие грузин мигрантами, спустившимися с гор. Грузинские исследователи полагают абхазов ветвью картвельской группы народов, то есть, грузинами. Европейские и российские исследователи более умеренны и склоняются к автохтонно-миграционной гипотезе.

Добавлено (03.09.2008, 09:45)
---------------------------------------------
Какова была этническая обстановка в зоне Черноморья в третьем тысячелетии до н.э.? В Передней Азии территорию занимали несколько этнических массивов: анатолийское побережье занимала этническая общность хаттов, восточнее, в центральном Закавказье располагались хуррито-урартские племена, в верховьях Куры и Аракса, в районе Чалдарского озера жили племена кулхов. Зону восточного побережья Черного моря от Синопа до Поти занимали племена Касков (кашков) и абешлайцев, а дальше к северо-западу жили протоадыгские племена майкопской культуры. В причерноморских степях кочевали скотоводы-киммерийцы, а в предгорьях жили аланы, представители кобанской культуры. Все эти племена и народы считаются сегодня автохтонными, то есть, если и пришедшими в эти места, то не позже пятого тысячелетия до н.э.
Торговые и военные контакты этих народов были весьма тесны и часты. Киммерийцы совершали набеги на Малоазийскую территорию, оттуда также совершались военные походы в Причерноморские степи. Торговые связи были еще более тесными и захоронения, попавшие в руки археологов нетронутыми, содержат предметы, как из стран Малой Азии, так и из Причерноморья. В частности, химический анализ бронзовых предметов из Новосвободненских дольменов показал, что бронза в них была привозная, а не местной выплавки. Пути торговых и военных походов пролегали вдоль побережья моря, по суше, или же на лодьях. Таким образом, местные протоадыгские племена жили на перекрестке магистральных путей движения представителей разных культур, и не оказывать на них никакого влияния это не могло никак. Правды ради, следует сказать, что вопрос о появлении самой дольменной культуры на Черномрском побережье и в Адыгее Инал-Ипа оставляет открытым и вообще не затрагивает.
На рубеже третьего и второго тысячелетий мир всколыхнулся. Началось «великое переселение народов». Причиной этому многие ученые полагают процесс иссушения, активно начавшийся в этот период и превративший плодородные степи иранского нагорья, Пакистана и Афганистана в полупустыни.
С иранского нагорья в Малую Азию двинулись племена хеттов, вытеснившие хаттов и частично ассимилировавшие их. Как полагают, хатты ушли на Балканы. Следом за хеттами пришла волна индо-иранских племен, перемешавшая всю предидущую картину. В Индию в это время пришли арии, а в черноморские степи хлынула волна индо-ариев. Кроме того, из Малой Азии вдоль каспийского побережья в причерноморские степи пришли скифы, окончательно вытеснившие киммерийцев и аланов с их прежних мест.
Под давлением более сильных пришлых племен, каски и абешлайцы отступили к северу, в район современной Аджарии, а затем, под давлением племен кулхов или, впоследствии, колхов, отступили еще дальше, вытеснив или ассимилировав местные протоадыгские племена. Племена абешла заняли территорию нынешней Абхазии, и, как полагают некоторые исследователи, дали этой территории название. А племена кашков заняли территорию современной Адыгеи, слившись с местными, родственными им протоадыгскими племенами и стали называться Косогами, известными по русским летописям. Каски и абешла принесли обычай двойного захоронения и строительство дольменов, в результате прекратилось. Однако сами дольмены начали использоваться вновь образовавшимся народом как оссуарии – хранилища костей и пользовались огромным уважением. Уничтожать их начали только с приходом мусульманской культуры и хрстианства, религий нетерпимых к язычеству.

 
ЮрийДата: Вторник, 11.11.2008, 22:57 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 285
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Поляна)
На рубеже третьего и второго тысячелетий мир всколыхнулся. Началось «великое переселение народов».

Получается, что культура дольменостроителей уже была. И она исчезла в водовороте «великого переселения народов». Так?


С удовольствием сменю свое неправильное мнение на Ваше правильное.
 
ПолянаДата: Среда, 12.11.2008, 08:10 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 70
Репутация: 0
Статус: Offline
Да, по Инал-Ипа выходит, что культура дольменов уже была на Западном Кавказе, когда туда пришли племена из Малой Азии, впоследствии, в наше время, получившие название "черкесов". Но вот откуда она там появилась - этого Инал-Ипа не рассматривает. Вообще же, первые поселения пра-людей на Зап. Кавказе имеют возраст до 650 тысяч лет. Во время последнего оледенения население, видимо, переселилось южнее, а с потеплением вернулось. Так что, люди водились в этих местах с того момента, как их можно стало называть людьми.
 
ЮрийДата: Четверг, 13.11.2008, 20:29 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 285
Репутация: 0
Статус: Offline
Последнее олединени закончилось примерно 10 тыс. лет тому назад.

С удовольствием сменю свое неправильное мнение на Ваше правильное.
 
ПолянаДата: Пятница, 14.11.2008, 09:13 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 70
Репутация: 0
Статус: Offline
Согласно археологическим данным, самые древние находки деятельности человека - каменные орудия и кости животных датируются по одним данным 400-450 тыс. лет до н.э., по другим даже 600 тыс. Затем следует длительный перерыв (неизвестно, жил ли человек на этой территории, или нет, просто находок нет) и примерно 35-40 тысяч лет до н.э. вновь обнаружены следы пребывания здесь человка. Больше перерывов в находках нет. Поэтому некоторые археологи и выдвигают гипотезу о том, что человек временно покидал эти места, а затем вернулся. Надо сказать, что оледенение здесь опускалось максимально до отметки примерно 1000 метров над уровнем моря, а языки ледников опускались по долинам рек ниже - до отметки 300 метров над уровнем моря. Само же побережье периодически покрывалось снегом, лежавшим большую часть года, но льдом покрыто не было.
 
ЮрийДата: Пятница, 14.11.2008, 09:21 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 285
Репутация: 0
Статус: Offline
Как Вы считаете, можно ли считать временным коридором возникновения и существования дольменной культуры от последнего оледенения до 1,5 тс. лет до н.э.? Т.е. примерно от 10 тыс. лет до н.э. и до 15, тыс. лет до н.э.?
Если определиться с таким коридором, то потом можно внутри него ставить различные метки на основании данных археологии этнографии, мифологии и т.д.


С удовольствием сменю свое неправильное мнение на Ваше правильное.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024