Карта дольменов Кавказа на Google-maps

Дольменов Кавказа

Главная | Мой профиль | Выход

Главная » Статьи » Публикации

Дольмены реки Ачибс (Геленджикский район, пос. Возрождение)
Если подъезжать к пос. Возрождение от города Геленджика, по трасе М4, то непосредственно перед въездом в поселок трасса пересекает реку Ачибс. Сразу за мостом, а вернее прямо с моста есть поворот налево в долину реки. Через 100 метров от поворота с моста от грунтовой дороги отходит отворот вправо и круто назад и в гору.
Это дорога на кладбище.
При везде на кладбище нужно остановиться возле служебного домика и пройти от домика чуть вниз по тропинке. Метрах в 30 вы наткнетесь на развал плиточного дольмена в окружении современных могил. Далее по тропинке вниз и выходите за ограду кладбища. Тут располагается практически целый плиточный дольмен.

От дольмена вниз спускается тропинка которая выходит в первому дому пос. Возрождения.

Продолжаем двигаться по грунтовой дороге вдоль реки Ачибс на север. Дорога с рытвинами и лужами, но проехать можно даже на простой машине (не джип), примерно 2,5 км. Слева будет парк развлечений «Паук», далее на поляне какая то коневодческая ферма, затем дорога раздваивается. Одна идет налево по руслу и вдоль реки, другая направо чуть приподнимается и так же идет по склону вдоль реки. Соединяются дороги на поляне с остатками плодового сада. Вот в конце этой поляны направо вверх уходит лесовозная дорога. Идти нужно по ней и метров через 300 вы увидите раскопки первого дольмена в кургане обложенном крупными камнями, примерно как центральный дольмен на реке Жанэ.

Далее метров через 150 будет второй раскоп. Рядом несколько развалов дольменов.

Еще дальше, также прямо возле дороги вы увидите уже на развал а разрыв дольмена. На это месте раньше стоял целый плиточный дольмен. Но несколько лет тому назад (лет 10-15) один любопытный тракторист наслушавшись местных преданий о том, что под дольменом всегда зарыт какой то глиняный горшочек (возможно с драгоценностями), снес его бульдозером. Теперь на месте дольмена гигантская воронка и по ее краям обломки плит.

В 2000 году какой то местный рачительный хозяин, аккуратненько поколол обломки плит на небольшие кирпичи и вывез. Где то в пос. Возрождении сейчас стоит строение из дольмена. Остались только крупные и прочные фрагменты. Пяточный камень раскололся на несколько фрагментов. Фасадная плита с отколотым углом и следами орнамента «ёлочкой». Пяточная плита была толщиной около 40 см.
На верхней поверхности пяточного камня хорошо сохранились пазы под боковые и торцовые плиты. Нижняя поверхность пяточного камня не имеет четко выраженной плоскости. Рельеф нижней поверхности волнистый с углублениями и затеками. Боковые грани пяточного камня гладкие, округлые без следов колки. Пожалуй это единственное место где можно осмотреть нижнюю поверхность пяточного камня.

В долине реки Ачибс, напротив дольменов, открываются коренные обнажения состоящие из тонкослоистого аргиллита с прослойками лимонита(1-10 см).

Далее следуя вверх по отрогу встречаются развалы плиточных дольменов. Портальная плита с овальным отверстием. Еще выше по отрогу располагается выходы песчаниковых глыб. Всего на данном отроге можно найти около 20 дольменных развалов. Если теперь вернуться на то место откуда мы по лесовозной дороге вверх, то пройдя чуть дальше по дороге мы выйдем на следующую поляну и дорога будет в брод пересекать русло реки Ачибс. За бродом главная дорога вновь пойдет на север вдоль реки, а нам нужно будет повернуть отходящую налево и вверх дорогу. Поднимаемся по этой дороге прямо вверх на хребет отрога горы Крикун и на перевале увидим два плиточных дольмена. Один почти целый.