ВОПРОС 4. КАК ДОБИВАЛИСЬ СВЕРХТОЧНОЙ ПОДГОНКИ МНОГОТОННЫХ БЛОКОВ ПО КРИВОЛИНЕЙНЫМ СТЫКАМ? - Публикации - Каталог статей - Древние технологии Дольменов Кавказа

Форма входа

 Карта дольменов Кавказа на Google-maps

Наш опрос

Что такое дольмены?
Всего ответов: 1010
 

Тематические ссылки

 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Контакт: ssuurr@mail.ru  




Вторник, 24.01.2017, 18:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS              Контакт:  ssuurr@mail.ru  

Древние технологии

Дольменов Кавказа

Главная | Мой профиль | Выход
Каталог статей


Главная » Статьи » Публикации

ВОПРОС 4. КАК ДОБИВАЛИСЬ СВЕРХТОЧНОЙ ПОДГОНКИ МНОГОТОННЫХ БЛОКОВ ПО КРИВОЛИНЕЙНЫМ СТЫКАМ?
Фронтальная и задняя плита плиточного дольмена как бы зажата в специальных пазах между боковых плит. Такие же пазы устроены в пяточном камне и на покровной плите. Сопряжение торцовых поверхностей плит и пазов идеальное и вовсе не прямолинейное. Особенно степень сопряжения поражает в хорошо сохранившихся составных дольменах (например дольмен на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком (см. фото). Представить, что многотонные блоки постоянно поднимали и подтачивали невозможно, т.к. при этом происходило бы неизбежное смещение блоков относительно друг друга, и линия сопряжения не могла бы принять столь идеальную форму. 
 

 

         

Задняя и боковые стенки составного дольмена на горе Нэксис. Боковые блоки имеют Г-образную форму и переходят с боковых стен на заднюю. На задней стенки блоки стыкуются по криволинейным линиям. Покровная плита без зазоров примыкает к блокам стен.          
 Дольмен на реке Жанэ. Сопряжение плиты крыши с портальной плитой. Плита буквально прилеплена. Шов тллько угадывается.
 

Примером тому, что сопряжение блоков с такой точностью дело сложное и зачастую невыполнимое, может служить попытка перевезти отлично сохранившийся дольмен в Эшери, описанная в книге "Памятники первобытного искусства" А. Формозова. "В 1960 году решено было перевезти из Эшери какой-нибудь дольмен в Сухуми - во двор Абхазского музея. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъемный кран. Как ни закрепляли петли стального троса к покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша Эшери, дожидалась, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью этого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. Реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, нс смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь тут остался большой зазор".

Не вполне удачной оказалась и попытка реконструкции круглого дольмена на реке Жанэ. Несмотря на неоднократные попытки археологов составить готовые блоки разваленного составного дольмена так и не увенчались успехом. Между блоками остались зазоры в нескольок сантиметров.

А вот совсем свежий пример. В 2007 году в Геленджике, в развлекательном парке на вершине хребта для привлечения туристов  решили соорудить дольмен. Были взяты несколько плит от реальных но давно разрушенных дольменов. Привезли недостающие плиты пяточного и покровного камня. пригласили опытного археолога из Новороссийска А.В.Дмитриева. В 2000 году под его руководством проводилась реконструкция группы дольменов в районе поселка Васильевка под Новороссийском. Плиты обробатывались и подгонялись специалистами с использованием современного строительного электроинструмента. При погрузке, транспортирове и сборке использовался подъемный кран и мощный грузовик который по лесовозной дороге поднял плиты на вершину хребта (более 700 м). По всем правилам и с соблюдением пропорций производилась разметка и подгонка  плит, будущих пазов и плоскостей сопряжения. На плитах видны следы подгонки под пазы. Но не смотря на это у вновь построенного дольмена нет даже намека на такое сопряжение плит какое мы видим в древних дольменах. Зазоры между плитами составляют по несколько сантиметров.
 Дольмен 2007 года. Район Геленджика. Крупно представлен верхний правый угол портальной плиты, покровная плита и боковая. На фотографии видно как не совпадает паз в покровной плите с торцом боковой и портальной плиты. И такие несовпадения по всем стыкам.
 
Сравните аналогичныей фрагмент дольмена на горе Нэксис (фото ниже). На фото представлены те же конструктивные элементы - узел сопряжения покровной плиты с портальной плиты и правой боковой. подгонка просто идеальна а ведь прошло не менее 3-4 тыс лет (может и больше) с момента строительства этого дольмена. 
 
 Плиточный дольмен на горе Нэксис. Его возраст предположительно 3-4 тыс лет а возможно гораздо больше. На фотографии представлен верхний правый угол портальной плиты, покровная плита и боковая. На фотографии видно как идеально совпадают плиты в зазор нельзя вставить даже лист бумаги.
 
Внешне “Дольмен-2007”  выглядит именно как типичный Кавказский дольмен. Но технология его изготовления совершенно иная. Эти два дольмена не родственники. Возможно также ни что не связывает между собой и другие доольмены Европы, Индии, Африки, Израиля, Кореи. А может напротив, кто-то из низ “родня”.  
 
    
      
Дольмен-2007
Изготовлен под руководством археолога из Новороссийска А.В.Дмитриевым
установлен в Геленджике в "Сафари-парке".
                     
 
 
Плиточный дольмен на горе Нэксис. Возраст примерно 3-4 тысячи лет.
     
 
 
Каким образом в начале бронзового века, в отсутствии специальной строительной техники (хотя и она, как мы видим на примере Эшери и Геленджика, не все решает) строители добивались сверхточной подгонки многотонных блоков? Вопрос, на который ответа на сегодня у ученых и специалистов изучающих дольмены нет.
Категория: Публикации | Добавил: admin (06.07.2008)
Просмотров: 6804 | Рейтинг: 4.6/10 |

Copyright MyCorp © 2017