Форма входа

 Карта дольменов Кавказа на Google-maps

Наш опрос

Что такое дольмены?
Всего ответов: 1020
 

Тематические ссылки

 

 
Контакт: ssuurr@mail.ru  




Суббота, 18.11.2017, 02:01
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS              Контакт:  ssuurr@mail.ru  

Древние технологии

Дольменов Кавказа

Главная | Мой профиль | Выход
Легенда об ацанах - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Интересные факты о дольменах » Что такое Дольмены » Легенда об ацанах
Легенда об ацанах
ПолянаДата: Вторник, 09.09.2008, 09:37 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 70
Репутация: 0
Статус: Offline
Эта легенда уже у всех в зубах навязла, но повторю ее снова. Давным-давно на свете жил народ карликов (ацанов) они ездили на зайцах и жили в каменных домиках. Не обладая большой физической силой, они были могучими чародеями и подчинили своей воле богов (по другой версии – великанов), живших на небе. Боги выполняли тяжелые работы, в том числе и строили каменные домики. Жизнь у ацанов была спокойная и счастливая, в их местности никогда не бывало сильных ветров, ливней и бурь. Но боги не хотели подчиняться ацанам и пустились на хитрость. Однажды ацаны увидели, как в лес упала звезда и, пойдя к этому месту, обнаружили младенца. Взяв его к себе, они воспитали его как ацана и посвятили в свою тайну: народ ацанов будет уничтожен горящим снегом. И после этого юноша пропал. А через некоторое время старый ацан заметил, что у его козла шевелится борода и шерсть. «О горе нам! – воскликнул он – приближается наша смерть!» И действительно, начался сильный ветер, буря, с неба повалил снег, который вспыхнул и в этом огне исчезли все ацаны. Остались только их домики и зайцы.
Есть ли смысл в этой легенде? Есть и немалый! Естественно, то, что я напишу ниже, является моими предположениями, но не такими уж беспочвенными.
Прежде всего легенду можно разделить на три части: а) рассказ про ацанов; б) рассказ о мальчике, упавшем с неба: и в) рассказ о горящем снеге. Почему именно карлики жили в давние времена? В то время как по другим легендам места населяли великаны-герои нарты? Может, действительно местное население в давние времена отличалось маленьким ростом? Вполне может быть. Среди адыго-абхазов развита тонкокостость и малорукость, достаточно взять в руки их кинжалы. Да и кости, обнаруженные в дольменах словно бы кости ребенка – тонкие и маленькие. Но вполне может быть, что ребенок и был похоронен.
Но вот Э. Тайлор, известный этнограф XIX века, пишет об одной такой особенности легенд и мифов, которая появляется при столкновении двух этнических сообществ, пусть даже родственных. Если при этом столкновении один народ ассимилирует другой, то у победителя в легендах покоренный народ очень часто описывается как люди невысокого роста, часто карлики, причем реальные размеры не играют никакой роли. Покоренный народ может быть ростом и выше победителей, но в легендах он все равно предстает карликами. Такая тенденция проявляется во всех уголках мира и является, по-видимому, особенностью психологического восприятия человека. Поскольку легенда эта распространена среди абхазского и адыгского народов, то вполне можно предположить, что именно эти народы и явились теми, кто ассимилировал народ мегалитов. Это, по свидетельству Инал-Ипы, наиболее поддерживаемая сегодня точка зрения. Есть ли еще доказательства этого предположения? Есть, но, конечно, косвенные. Прежде всего, опустошенность большинства дольменов, причем во времена седой старины. Тот же Инал-Ипа пишет, что по поверьям адыгов и абхазов душа всегда находится в голове (в черепе) и не уходит с места захоронения далеко. Не является ли отсутствие в дольменах первичных захоронений попыткой пришельцев изгнать души предидущих жителей, чтобы те им не вредили? Это подтверждает и наличие у некоторых дольменов выкола угла передней плиты. Это могло быть ритуальное разрушение с целью «выпустить душу» из дольмена.
И есть еще одно свидетельство. Инал-Ипа в монографии «Абхазы» приводит рассказ абхаза, который утверждал, что его прадед рассказывал ему о том, что во времена его предков в глухих ущельях жил дикий народ, который одевался в шкуры, питался сырым мясом и носил на шее маленькие бронзовые топорики, которыми действовал очень ловко. Пришельцев они не любили и чаще всего убивали. Этот народ, в конце концов, был уничтожен охотниками и пастухами. Так вот, в Красной Поляне, в 1998 году при расчистке горнолыжной трассы на склоне хребта Аибга, на высоте 1100 метров над ур. м. был случайно найден маленький бронзовый топорик. По форме это был шарик, диаметром около пяти см, с дыркой для ручки. С одно стороны у него было треугольное лезвие, с другой – конусовидный молоточек. Весь размер его был чуть больше кулака. Я лично видел этот топорик, однако выпросить его не смог, и где он сегодня, не имею понятия.
Так что, подводя итог первой части, можно сказать, что в ней отразилась память пришедших племен касков и абешлов об их контактах, не всегда мирных, с местными протоадыгскими племенами, строителями мегалитов.

Добавлено (09.09.2008, 09:37)
---------------------------------------------
Теперь рассмотрим вторую часть легенды – появление звездного младенца. Это легенда была распространена в Европе довольно широко и еще в семидесятые годы существовал спектакль «Звездный мальчик», где говорилось о младенце в виде звезды упавшем с неба и выросшем в человека с холодным сердцем. Надо заметить, что и в легенде об ацанах роль мальчика далеко не порядочна. Правда, мы не можем судить, что считалось порядочным, а что нет в те времена. Но предположить, что эту легенду привезли с собой племена, которые стали строителями мегалитов на Кавказе и получили у современных историков название «протоадыгские», мы можем. С известной долей вероятности. И привезли они ее из Европы.
И последняя, третья часть легенды – горящий снег. Это совершенно явное указание на извержение вулкана – буря, тучи и горячий вулканический пепел. А где у нас вулканы? На Кавказе последнее извержение было эдак тысяч шестьсот лет тому назад и в районе Эльбруса. В Малой Азии и в Африке вулканов нет, есть они только в Средиземноморье, и они всем известны – Этна на Сицилии, Везувий в Италии и Санторин на одноименном острове. Последний взорвался как раз в эпоху строительства мегалитов, и не исключено, что и явился причиной переселения некоторых племен в более спокойные местности.
Таким образом, можно предположить, что легенда об ацанах составлена из воспоминаний пришедших малоазийских племен о процессе заселения и ассимиляции местных народов, и из легенд самих этих местных народов о своем происхождении.

 
ЮрийДата: Вторник, 11.11.2008, 22:53 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 285
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Поляна)
Так что, подводя итог первой части, можно сказать, что в ней отразилась память пришедших племен касков и абешлов об их контактах, не всегда мирных, с местными протоадыгскими племенами, строителями мегалитов.

А когда по времени это происходило?


С удовольствием сменю свое неправильное мнение на Ваше правильное.
 
ПолянаДата: Среда, 12.11.2008, 08:21 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 70
Репутация: 0
Статус: Offline
Юрию: ну и вопросик! Но если привязать легенду к материалам, взятым из Инал-Ипа, то происходило это примерно за 2000 - 1500 лет до н.э., то есть, когда с юга двинулась волна переселенцев. Но все это вилами на воде, естественно.
 
ЮрийДата: Четверг, 13.11.2008, 20:26 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 285
Репутация: 0
Статус: Offline
Валентин. Я не склонен к фанатичному удревнению дольменов, но мне кажется, что народ создавший эти строения жыл на этой территории до Адыго-абхазов. Дольмены вообще (за исключения истори про зайцев) не фигурируют в их мифологии. И в культуре они отсутствую (ну как горы есть и есть что о них говорить).
В поселке Новый дольмен стоит напротив подъезда духэтажного дома. Местный жител живущий в этом подъезде уверял нас, что ни каких дольменов у них в поселке нет. Велико было его удивление когда мы подошли вместе с ним к его подезду и показали ему дольмен. Он воспринимал его как сарай и все. И таких историй в каждом селе. Волганов тоже пишет об этом.


С удовольствием сменю свое неправильное мнение на Ваше правильное.
 
ПолянаДата: Пятница, 14.11.2008, 09:18 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 70
Репутация: 0
Статус: Offline
Ну, ориентироваться на местных жителей не стоит. Большая часть современного населения вообще не местные, а потомки переселенцев из центральных районов. Да и грамотности у них немного. Пока не будут обнаружены неоспоримые доказательства в пользу той или иной из гипотез, археологи так и будут бороды друг у друга рвать в спорах. Или же надо искать метод определения возраста обработки камня.
 
Форум » Интересные факты о дольменах » Что такое Дольмены » Легенда об ацанах
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017